А такой страницы нет :-(

Хайдеггер В творчестве Мартина Хайдеггера, одного из самых значительных философов столетия, центральное место занимает вопрос о смысле бытия, а феномен смерти играет важнейшую роль в прояснении этого смысла. На этот вопрос невозможно дать логически корректный ответ;"быть" — значит"быть","существовать"" тавтология оказывается неизбежной. Как отмечает сам Хайдеггер, еще Блез Паскаль , обратил внимание на то, что всякое определение понятия"бытие" связано с употреблением слова"есть" бытие есть это или то , и выходит, что слово, подлежащее определению, неминуемо будет содержаться в его определении. Значит, понятие бытия неопределимо. И все же предпринятый Хайдеггером анализ понятия бытия позволяет прояснить его смысл. Утверждать о существовании чего-либо какой-то вещи, к примеру можно лишь тогда, когда кто-то"видел" и засвидетельствовал, что"это" есть. Далее, конечно, может возникнуть вопрос о достоверности свидетельства, вопрос гносеологический, но от него мы здесь абстрагируемся.

Часть , Смерть.

Многие скептически относятся к философским проблемам, например, к вопросам о бытии и о Ничто как таковых, полагая, что те весьма далеки от реальной жизни. Поэтому что может быть интересного в сугубо метафизических размышлениях? То, что видимые мною предметы существуют, — это ясно и понятно. А что я никак не могу воспринять, — то, разумеется, не существует. Если все это очевидно, то зачем вообще рассуждать на эту тему?

Ключевые слова и фразы: смерть, ужас, ужас смерти, страх, страх смерти, бытие, ничто, этика, Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления.

Понятия страха в экзистенциализме: Страх, согласно Хайдеггеру, может быть рассмотрен в трех взаимопринадлежащих аспектах: Это"страшное в его страшности" как раз указывает на предметность страха [там же]. В страхе мы всегда страшимся за себя, за свое бытие. Ежели мы говорим, что страшимся"за другого", то это не означает, что мы принимаем на себя его страх и страшимся угрожаемого ему, это значит, что мы страшимся за свое со-бытие с ним, то есть в конечном счете опять-таки за себя.

В экзистенциальной аналитике Хайдеггера страх не является"самостоятельным" феноменом. Страх как"модус расположенности" фундирован в ужасе -- одном из основорасположений, которое играет роль"отличительного" в экзистенциальной аналитике[20, с. Помимо ужаса Хайдеггер исследовал такие основорасположения, как скука, тоска, сдержанность и т. В отличие от страха,"перед-чем" ужас не есть какое-либо внутримирное сущее.

Ужас настигает как раз тогда, когда ужасное подступило"вплотную", но остается неопределенным в своем"что" и"где". То, от чего ужасается ужас, есть ничто из сущего. Однако, это"ничто из сущего" само есть нечто, а именно: Мирность же мира принадлежит к бытию , укоренена в целостном бытии-в-мире. Одновременно"за-что" ужаса есть само это , его бытие-в- мире.

Хайдеггер и образ смерти с косой Просмотров: Подобное восприятие его все еще является преобладающим, прежде всего в англоязычной литературе, но и не только в ней, хотя уже десятилетия назад было показано, что такая интерпретация его трудов очень узка, если не полностью ошибочна. Кэрол Уайт описывает две основные причины этой путаницы в кругу англосаксонских читателей. С этим согласны и другие исследователи, такие как Хьюберт Дрейфус и Марк Ротал, редакторы блэквелловского справочника о Хайдеггере.

Похоже, именно на понятии бытия-к-смерти держится образ Хайдеггера-консерватора. А все потому, что бытие-к-смерти обычно толкуют главным образом как человеческую конечность.

разграничил страх-боязнь и страх-ужас (тревогу/тоску); противопоставив Ужас смерти в аутентичном модусе является настолько сильным, что.

Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.

Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самобытным, делая его самого бытием.

Возможны ли вообще рациональные и однозначные ответы на вопросы: Отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики Х. Бофре , так и отталкивающиеся от него философы Сартр, Ж. Глюксман , политология Р. Рорти , философия техники Ш.

Реферат на тему: Учение о Бытии Мартина Хайдеггера| |

Анализ концепций смерти в философии С. Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга.

Ужас – обморок сознания,"застывание" перед Ничто, перед"страх": причина страха кроется во внутрибытийном, ужас пребывает в"ничто и нигде"."Бытие-к-смерти", по Хайдеггеру, есть решительное вхождение в смерть.

Хайдеггер Мартин 26 сентября — 26 мая , немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой.

Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, то есть преодоление своей бездомности и осиротелости.

Эти поиски являются фундаментом человеческого существования. За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое —мышление, мир идей, Бога, материя и т. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его самого бытием.

Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека? Возможны ли вообще рациональные и однозначные ответы на вопросы: Произведения великого философа, имевшие огромный успех при его жизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии.

З.З. «НИЧТО САМО НИЧТОЖИТ»

Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.

Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования. За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое —мышление, мир идей, Бога, материя и т.

экзистенциалистским философом страха, вины и смерти. Как бы неожиданно это ни прозвучало, понятие бытия-к-смерти четко .. Причина, по которой Хайдеггера не удовлетворяет идея ужаса, на мой взгляд, в том, что в.

Адекватное осознание феномена смерти—условие перехода к подлинному а не безличному модусу существования человека . Человек не свободен от смерти как от актуального реального события, но свободен понимать свою возможность быть или не быть подлинный модус существования , а также свободен не понимать ее как возможность неподлинный модус.

Михайлов Новая философская энциклопедия: Бибихииа, М , далее цит. Книга оказала существенное влияние на философию века, в особенности на экзистенциализм, герменевтику и деконструкцию. Задача автора определить смысл бытия онтологию. Священное Писание Язык оригинала: Энциклопедия БЫТИЕ — категория, фиксирующая основу существования для мира в целом или для любой разновидности существующего ; в структуре философского знания выступает предметом онтологии см.

Эта книга описывает начало всего, охватывая время от сотворения мира до переселения израильтян в Египет Ее можно разделить на две главные части, из которых первая гл.

Экзистенциализм и бессмертие души, бытие-к-смерти и вопрос о т.н."реинкарнации"

Ванная В свете"болезни", которую он усматривает в человеке, Кьеркегор берет на себя роль диагностика, а не реаниматора и даже не лечащего врача. Победивший отчаяние дух т. Пример индивида, победившего свое отчаяние, мы находим в фигуре Авраама"Страх и трепет" , безупречного"рыцаря веры", который не отчаивается ни в смысле своего земного существования, когда у него требуют принести в жертву единственного сына, продолжателя рода, ни в естественных и моральных законах, ни в своем Боге.

Вера в Бога стоит выше понимания Бога.

Так, М.Хайдеггер определяет «страх-ужас» в качестве смыслового « горизонта» . 1 Комле О природе страха смерти: история вопроса и гипотезы.

Общая характеристика ужасного Как уже было отмечено, ужасному в эстетической литературе уделялось до сих пор не так уж много подробнее об изучении ужасного в европейской эстетической традиции см. И начать анализ ужаса необходимо с его общей эстетической характеристики. Если в безобразном и уродливом человек имеет дело с Небытием, заключенным на стороне внешнего референта в дисгармоничную форму отдельного предмета, что вызывает в нем чувство и реакцию от—вращения, то в ужасе Присутствие не может"отвернуться" от Небытия, поскольку Небытие дано здесь не в образе"вещи", а в"без—образном" восприятии пространства, мира.

В ужасе эстетика отвержения не только достигает уровня абсолютной эстетики данность Другого как безусловно Другого , но здесь само отвержение приобретает характер тотальности, когда отвергаемое Присутствие не может"избежать" собственного отвержения, не может уйти от того, встреча с"чем" отрицает его в качестве Присутствия, ибо отвергающим здесь выступает все сущее в целом, мир как пространственная данность. В силу этой особенности ужасного как тотального и безусловного отвержения Присутствия, оно дает наилучшие возможности для описания и истолкования специфики эстетики отвержения в целом.

По причине высокой экзистенциально—эстетической значимости этого расположения мы остановимся на нем подробнее, чем на других расположениях эстетики отвержения. И в обыденном языке, и в письменной речи слово"ужас" включает в себя два неоднородных смысловых региона, которые мы считаем необходимым различать по возможности последовательно.

Дело в том, что об"ужасном" можно говорить как применительно к"внешнему миру" и вещам этого мира, так и применительно к беспредметным душевным расположениям, в которых ужас — в момент рождения этого чувства — не локализован вовне, не сопряжен с миром сущего вне человека [7]. Мы здесь исходим из того, что ужас может быть как предметным, так и беспредметным, лишенным внешнего референта, и эту автореферентную его модификацию мы определяем как"жуткое".

В обыденном словоупотреблении"жуткое" и"ужасное" часто отождествляют, так что на практике, в повседневной речи мы нередко используем эти слова как синонимы, но, в то же время, язык дает возможность увидеть и удержать ту специфику их речевого применения, которая позволяет провести терминологическое различение"ужасного" и"жуткого". Если заглянуть в толковый словарь В.

Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера

Как мы видели, у него мрачность, свойственная экзистенциальности, заметно нарастает, поскольку он представляет человека как сущность, которая имеет бытие не в себе или позади себя в качестве своего истока , но перед собой как нечто, что он должен настигнуть и схватить. В данном случае речь идёт о бытии, понимаемом как полнота возможностей, перед которым мы виновны или, согласно другому значению слова , являемся должниками. Почему это так, почему человек обречён судьбой любой ценой схватить эту всеохватывающую полноту, никак не объясняется.

БЫТИЕ К СМЕРТИ (Sein zum Tode) один из основных зкзистенциалов М. Хайдеггера (“Бытие и время”, § 46 53, слл), Брошенность открывается нам в настроении ужаса, который в отличие от страха не имеет “объекта” и ставит.

А говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь.

Как говорит Ирвин Ялом, американский психотерапевт,"физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его". В своей книге"Экзистенциальная психотерапия" Ирвин Ялом пишет: Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, в рутине.

Каталог статей

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

ФЕНОМЕН СМЕРТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ (М.Хайдеггер) 21 Термин Хайдеггера"Angsl" переводят словами"страх","ужас". Пожалуй.

Мы рассматриваем эти состояния как реакции на тревогу. Они представляют собой попытки, хотя и дезадаптивные, овладеть тревогой. Психопатология — векторная сумма тревоги и индивидуальных механизмов защиты от нее, как невротических, так и характерологических. Обычно в начале работы с пациентом терапевты главное внимание уделяют манифестной тревоге, эквивалентам тревоги и защитам, построенным в попытках оградить себя от тревоги. Впоследствии терапия может идти по многим направлениям, но терапевты продолжают использовать тревогу пациента как маяк или компас, прокладывая курс терапии в направлении ее истоков и ставя конечной целью их обезвреживание и устранение.

По спекулятивному предположению Фрейда, ядерные человеческие группы, молекулы социума, составлялись под действием страха смерти: Мы увековечиваем группу, желая увековечить себя; историографическая деятельность группы — это символическое искание косвенного бессмертия. Воистину, как утверждал Гегель, сама история — это то, что человек делает со смертью. Роберт Джей Лифтон описал несколько путей, которыми человек пытается достичь символического бессмертия.

Только представим себе их всеохватывающие культурные последствия: Ветви культурального древа, вырастающего из страха смерти и искания бессмертия, простираются очень широко, уводя далеко за рамки этой книги. Из числа авторов, писавших на эти темы, следует отметить Нормана Брауна , Эрнеста Бекера и Роберта Джея Лифтона, которые блестяще продемонстрировали, что страх смерти пропитывает собой всю нашу социальную ткань.

Страх смерти, страх жизни