Мартин Лютер: путь к Реформации

Эрих Соловьёв Время и дело Мартина Лютера Если бы историю человечества удалось уместить в небольшую книжку ну, скажем, размера обычного школьного учебника , то и в этом случае в ней непременно нашлось бы место для Мартина Лютера, религиозного реформатора и выдающегося общественного деятеля Германии, одного из создателей немецкого литературного языка, инициатора общеевропейского протестантского движения. Историческое значение Лютера никогда не ставилось под сомнение. И все-таки однозначно определить, в чем именно состояла его заслуга перед историей, — задача совсем не простая. Охарактеризовать Лютера просто как борца против засилья римско-католической церкви и основателя нового христианского вероисповедания лютеранства — значит сказать о нем слишком мало. Зачислить его в ряды раннебуржуазных гуманистов и борцов против феодальной эксплуатации — значит впасть в юбилейное преувеличение. Трудность оценки кроется в переломном характере эпохи, которой принадлежал Лютер, а также в глубоком расхождении между ближайшими и отдаленными последствиями его реформаторской проповеди. Лютер боялся революционно-демократического действия, но мелкобуржуазный социалист Луи Блан не совершил грубого промаха, возводя к нему предысторию Французской революции. Сама лютеровская проповедь имеет сложную смысловую структуру.

Лютер – человек своего времени

То, что я с некоторым опозданием отвечаю на твою Диатрибу о свободной воле, досточтимый Эразм, произошло против всеобщего ожидания, а также против моего обыкновения, потому что, казалось, я не только охотно ловил подобного рода поводы для ответа, но, более того, искал их. Некоторых, вероятно, даже удивит, откуда взялись эти невиданные и непривычные то ли терпение, то ли робость Лютера, которого не подстрекают ни раздающиеся отовсюду голоса, ни письма противников, поздравляющих Эразма с победой и поющих ему пэан.

Может быть, этот Маккавей, человек упорнейшим образом стоящий на своем, встретил, наконец, достойного врага, против которого он не смеет и рта раскрыть?

Для Лютера основная функция Божьего закона заключалась в том, . со страхом и трепетом: «Что я должен сделать, чтобы обрести Божью милость .

Грета Ионкис - писатель, литературовед, публицист, филолог, профессор, доктор филологических наук Имя Мартина Лютера вызывает в еврейской среде однозначную реакцию: Заслужил он эту репутацию. И как совместить несовместимое? В Х веке к традиционным обвинениям в адрес евреев Германии прибавилось ещё одно: Подозревать, будто протестантское движение развязали евреи, было абсурдом, но ведь обвиняли же евреев в использовании христианской крови в ритуальных целях, в осквернении христианских святынь и даже в шпионаже в пользу турок.

Это тоже были нелепицы, наветы, но им верили. Новое обвинение противоречило очевидным фактам: Реформацию в Германии осуществил Мартин Лютер, его сторонники и последователи из числа единоверцев—христиан. Однако было нечто, что дало повод противникам Реформации негодовать и возводить поклёп на евреев. Несмотря на возраставшее напряжение в отношениях между евреями и христианами, каждое реформистское движение, будь то гуситы, лютеране или пуритане, анабаптисты перекрещенцы или субботники, сопровождалось стремлением к обновлению христианства в апостольском духе, возвращением к истокам христианства, к Ветхому Завету, а следовательно — к еврейским духовным ценностям.

Ведь и Иисус Иешуа , и Павел Савл , создатель христианской церкви, вышли из еврейского народа. Надежды на духовное возрождение занимали умы на протяжении многих веков. Этот девиз увлёк Данте. Помните, как об этом у Блока?

То, что я с некоторым опозданием[] отвечаю на твою Диатрибу о свободной воле, досточтимый Эразм, произошло против всеобщего ожидания, а также против моего обыкновения, потому что, казалось, я не только охотно ловил подобного рода поводы для ответа, но, более того, искал их. Некоторых, вероятно, даже удивит, откуда взялись эти невиданные и непривычные то ли терпение, то ли робость Лютера, которого не подстрекают ни раздающиеся отовсюду голоса, ни письма противников, поздравляющих Эразма с победой и поющих ему пэан[].

Может быть, этот Маккавей[], человек упорнейшим образом стоящий на своем, встретил, наконец, достойного врага, против которого он не смеет и рта раскрыть? И я но только не обвиняю их, но сам уступаю тебе пальму первенства, которую до сих пор никому не уступал не только из-за того, что ты далеко превосходишь меня красноречием и умом — в этом мы все тебе уступаем, а тем более я, варвар, всегда живший в варварстве,— но из-за того, что ты успокоил меня и сдержал мой порыв еще до начала битвы.

И произошло это по двум причинам.

Вот некоторые слова о страхе Божьем в НОВОМ ЗАВЕТЕ: Бога. Не случайно Лютер писал, что познать Бога возможно ТОЛЬКО через.

Склонны быть смертными грехами Являются вечными добродетелями Теолог Славы судит по внешнему. Он видит добро в человеческих делах. Он различает хорошие или плохие дела; плохие дела не соответствуют Божьей воле. Сквозь дела он видит вечное мерило, по которому они оцениваются. Теолог Креста видит Бога, действующего через ужас креста. Дела не являются поводом для гордости, а скорее для смирения и отчаяния. Дела Божьи в нас, смиренье и страх Божий являются нашей вечной добродетелью.

Хотя дела Божьи всегда кажутся непривлекательными и злыми, они, тем не менее, действительно являются вечными добродетелями. То, что дела Божьи являются непривлекательными, ясно следует из того, что сказано в Ис. Это понимают как то, что Господь смиряет и устрашает нас посредством закона и видом наших грехов, так, что мы выглядим в глазах людей, как и в наших собственных глазах, как ничто, безумцы и злодеи, кем мы на самом деле и являемся.

Богословие Лютера

Мартин Лютер О евреях и их лжи …Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство. Если мы будем терпеть их, то станем соучастниками в их лжи, поношении и богохульстве. Таким образом, мы не можем уничтожить неугасимый огонь Божьего гнева, о котором говорят пророки, но и обратить евреев мы также не можем.

Однако что вкладывал Лютер в понятие «Слово Божье» . Завет. Другой вопрос, что страх перед неизвестным парализует человека.

Лекции Лютера о книге Бытия Опубликовано 15 июня, - До сих пор мы говорили в основном о Лютере раннем, а теперь самое время поговорить о Лютере позднем, периода гг. Сразу видишь, что у доктора Мартина прибавилось грубости в языке. Лютер и в молодости бывал порой несдержан, а в период яростной борьбы с папством он показал себя во всей красе. Здесь его грубость касается не только критики католичества, но и других вопросов.

Разумеется, автор оговаривается, но все же использует данное сравнение. Понятное дело, доктор Мартин — человек, что называется из народа. Критикуемым папистам, наверно, не пришло бы в голову сравнивать небеса с мочевым пузырем свиньи.. Зато понятно, что чувствовал Эразм Роттердамский, переписываясь с Лютером и читая его произведения: В толковании на первую главу книги Бытия Лютер касается проблемы достоверности астрологии: Если бы кто-то поддерживал их менее настойчиво, лично я бы не стал сильно возражать.

Гениям следует прощать их увлечения! Поэтому, если отбросить всякие суеверия, меня не сильно заденет, если кто-то станет упражняться в проницательности, забавляясь этими предсказаниями. Однако никто никогда не убедит меня в том, что астрологию следует при-числять к наукам.

Лекция . Антропология Лютера и его доктрина греха

Учение Лютера о личности Христа Лекция . Введение к жизни и деятельности Лютера Католический богослов Иоганн Кохлеус, оппонент Лютера, написавший множество брошюр и книг против него, однажды назвал Мартина Лютера семиголовым чудовищем. Друзья считали его человеком многоликим, имеющим множество талантов и способностей, множество даров; не чудовище, а скорее ангел Апокалипсиса, ангел, являющийся в книге Откровения 14 гл.

Мы не можем понять по-настоящему богословие Лютера, ничего не зная о его жизни и, особенно, о его литературной работе. Мартин Лютер родился в семье крестьянского сословия, хотя его отец не был крестьянином.

40 выражений великого реформатора Мартина Лютера. О вере Вера не исходит из сердца, если у нее нет Слова Божьего. О христианской жизни.

Они настоящие лжецы и ищейки, которые своими ложными толкованиями от начала и до сегодняшнего дня не только постоянно искажают и фальсифицируют все Писание. Их самые пылкие сердечные воздыхания, и чаяния, и надежды устремлены к тому дню, когда они смогут расправиться с нами, язычниками, так же как они поступили с язычниками в Персии во времена Есфири. О, как любят они книгу Есфири, которая так хорошо гармонирует с их кровожадными, мстительными, смертоносными чаяниями и надеждами.

Солнце никогда не светило над более кровожадным и мстительным народом, чем этот, вообразивший себя Божьим народом, которому было заповедано убивать и поражать язычников. В действительности, самое главное, чего они ждут от своего Мессии, — это то, что он сразит и убьет весь мир своим мечом. С самого начала они относились подобным образом к нам, христианам, по всему миру.

Если бы у них была власть, они бы сейчас поступили так же, и часто предпринимают такие попытки, за которые крепко получают кулаком по носу. Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство. Если мы будем терпеть их, то станем соучастниками в их лжи, поношении и богохульстве. Таким образом, мы не можем уничтожить неугасимый огонь Божьего гнева, о котором говорят пророки, но и обратить евреев мы также не можем.

С молитвой и страхом Божьим мы должны в разумных пределах проявлять снисхождение, дабы увидеть, можем ли мы спасти из яркого пламени хотя бы некоторых. Мы не смеем мстить за себя. Отмщение в тысячу раз больше, чем мы можем пожелать им, уже наполнило их по горло.

Лекции Лютера о книге Бытия

Они делают это потому, что никогда не испытывали ее и не понимают той великой силы, которая заключается в вере. Не может хорошо написать о вере, или же понять то, что уже было о ней написано, тот, кто в то или иное время не испытывал мужества, которое вера дает человеку, сталкивающемуся с бедствиями и притеснениями.

Тот же, кто вкусил хотя бы ничтожное количество веры, никогда не сможет написать, высказать, обдумать или наслушаться достаточно о ней. Что касается меня, то, хотя я имею и не так много веры, чтобы хвастаться этим, и осознаю, насколько скуден мой запас веры , тем не менее, я надеюсь, что достиг некоторой веры, хотя и был подвергнут разным великим искушениям; и я надеюсь, что я могу обсудить это, если и не более изящно, то, несомненно, более точно и по существу, чем это уже сделали упомянутые прямодушные писатели и хитроумные спорщики.

Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому; Христианин является покорнейшим слугой всего сущего, и подвластен всем.

Даниэль Грубер об антисемитизме Лютера. С молитвой и страхом Божьим мы должны в разумных пределах проявлять снисхождение, дабы увидеть.

Постоянно пребывать в страхе Божьем Пс. В НЗ понятие страха передают греческие слова, в значение которых входят боязнь и ужас. Большинство верующих боятся Бога и не боятся этого признать. Некоторые люди боятся воды, но любят рыбалку. Боятся воды потому, что с водой нужно быть осторожным: В детстве мы боимся отца. Мы любим его, и он нас любит, и знаем, что он хочет нам как лучше.

Но мы знаем, что отец — это отец, и, когда на совести у нас какая-нибудь пакость, мы боимся, что от отца нам может влететь. Точно так же должны относиться мы, верующие, и к Богу. Мы должны преклониться перед Ним и любить Его, желать быть к Нему как можно ближе. Мы должны любить то, что любит Он, и ненавидеть то, что ненавидит Он. И должны всегда помнить, что Бога нужно бояться больше, чем кого бы то ни было еще.

Патриарх Кирилл о страхе Божием